Размер шрифта и интервалов: А А А Цвет: А А Обычная версия
Версия для слабовидящих

Авторизация




Сейчас на сайте

Сейчас 5 гостей онлайн

Решаем вместе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа эксперимента

programmaeksp


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Обновление и развитие образования связано с повышением его качества, которое, в свою очередь, определяет качество жизни человека и общества. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 7) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, требования к уровню подготовки выпускников.

В федеральном компоненте государственных образовательных стандартов сформулированы целевые установки для начального общего, основного (полного) общего образования, а так же цели, которые ставятся при изучении каждого предмета с 1 по 11 класс. Как известно, контрольно-измерительные материалы единых государственных экзаменов в основном ориентированы на проверку содержания дидактических единиц, то есть проверяются знания у выпускников школ. С нашей точки зрения, это не показывает уровень образованности выпускников, качества образования в целом.

В Концепции  модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что направленность образования в школе состоит не только в усвоении обучающимися определенной суммы знаний, но и в развитости их личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Таким образом изменение личностных качеств учащихся, происходящих как с точки зрения возрастных изменений, так по результатам осуществления учебно-воспитательного процесса, непосредственно связано с качеством образования. Понятие качество образования имеет неоднозначную трактовку в научно-педагогической литературе.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого способен достичь выпускник. В.П. Панасюк даёт следующее определение: качество школьного образования – это такая совокупность свойств, которая обуславливает его способность удовлетворить социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. В работе С.Б. Шилова и В.А. Кальней качество образования трактуется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности.

Выявление лучших, способных учащихся должно быть поставлено во главу угла всей российской системы образования считает В. Белов. В своей работе он рассуждает о воспитании и помощи таланту, которые должны стать основополагающим принципом престижного образовательного учреждения.  Именно поэтому личностные показатели становятся гарантией конкурентоспособности, то есть собственно рыночных качеств, характеристик, имеющих ярко выраженную направленность на определённые целевые группы инвесторов и потребителей.

А.М. Моисеев понятие «качество образования» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. В монографии под редакцией М.М. Поташника качество образования понимается как соотношение цели и результата, как меры достижения целей в условиях того, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

В действующем стандарте Международной организации по стандартизации (ИСО) 8402-1994 г. И 9004-1:1994 г. качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Рассмотренные понятия качества образования показывают, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые – на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества; третьи, на совокупность свойств и результатов; четвёртые – на цели и результаты; пятые – на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности.

Анализ различных подходов к качеству образования позволяет выявить противоречие между реальным качеством образования, сложившимся в современной школе, и потребностями общества, личности в современных условиях.

С учётом этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление педагогических условий повышения качества образования  в средней общеобразовательной школе.

Все вышеуказанное позволяет сформулировать тему исследования: «Развитие общеучебных умений школьников как фактор повышения качества образования в средней общеобразовательной школе».

Цель исследования –  определение педагогических условий развития общеучебных умений школьников, способствующих повышению качества образования  в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования ‑  педагогические условия развития общеучебных умений школьников.

Гипотеза исследования – образовательный процесс, предусматривающий развитие общеучебных умений школьников, будет способствовать повышению качества образования, если:

-        каждый учитель при постановке целей урока будет соотносить их с целями, указанными в целевых установках Госстандарта по изучаемому предмету;

-  развитие общеучебных умений школьников будет реализовываться каждым учителем в рамках изучаемых дисциплин;

- будет разработана система совершенствования общеучебных умений школьников через познавательную, речевую деятельность и работу с информацией, через познавательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную деятельность;

- будет реализован инновационный механизм оценивания качества образованности школьников и качества работы учителей;

-        будет обеспечена преемственность развития общеучебных умений  на разных ступенях школьного образования;

-        внеучебная деятельность школьников будет способствовать их индивидуально-личностному развитию;

-        при реализации требований Госстандарта будут учитываться развитие индивидуально-личностных качеств  школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- детально разработать инновационный механизм оценивая качества образования школьников;

- показать, что развитие общеучебных умений школьников способствует повышению качества образования;

выявить критерии индивидуально-личностного развития при реализации Госстандарта в образовательном процессе школы;

- показать, что соблюдение  преемственности развития общеучебных умений в образовательной системе начальная  – основная ‑ средняя школа способствует повышению качества образования;

- разработать систему внеучебной деятельности школьников, ориентированной на их индивидуально-личностное развитие;

- создать экспериментальную модель выпускника на разных ступенях школьного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования качества образования М.М. Поташника, П.И Третьякова, Т.И. Шамовой, Д.Ш. Матроса, В.П. Панасюка, С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Т.Н. Беркалиева, Е.С. Заир-Бека, А.П. Тряпициной,  А.З. Рахимова, инновационных процессов в системе образования  на основе деятельностного подхода Р.М. Асадуллина, методологических исследований в области образования, образованности личности Б.С. Гершунского, В.В. Краевского,  А.С. Гаязова и др.

 

Методы исследования:

I группа – эмпирические:

- изучение литературы по теме эксперимента, сбор идей, определение тезауруса, изучение нормативных документов, школьной документации (учебные планы, программы, аналитические доклады и д.т.);

- педагогическое наблюдение (опросы – интервью, анкетирование, тестирование, рейтинг).

II группа – теоретические:

- анализ, синтез, классификация;

- моделирование (методов обучения, организации учебно-воспитательного процесса, методов стимулирования, контроля и самоконтроля, взаимосвязи школы – семьи – общественности и т.д.).

 

ПРОЦЕСС ЭКСПЕРИМЕНТА КАК СИСТЕМА

Сроки эксперимента: 2008 – 2011 г.г.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

I этап 2008 – 2009 г.г.:

- диагностический: анализ затруднений учителей, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, выявление проблемы;

прогностический: постановка цели, формулирование гипотезы, задач эксперимента, определение методов исследования, сроков эксперимента, прогнозирование ожидаемых результатов, разработка программы, календарного плана эксперимента, положения об экспериментальной площадке;

- организационный: привлечение научного руководителя, издание приказа по школе об утверждении локальных актов, рабочей группы эксперимента, подача заявки на присвоение статуса экспериментальной площадки, согласованной с органами управления образования, экспертиза программы эксперимента экспертным советом Аналитико-прогностического центра развития системы образования в Республике Башкортостан при БГПУ им. М. Акмуллы, издание приказа ректором БГПУ об открытии экспериментальной площадки, заключение договора с БГПУ, подготовка базы, финансовое обеспечение эксперимента (в штатное расписание введена должность методиста, внебюджетная деятельность), подготовка кадров, моральное и материальное стимулирование учителей, ведущих эксперимент, распределение управленческих функций;

- практический: осуществление системы мер, заложенных в гипотезе – разработка и апробация новых форм мониторинга и контроля, разработка модели образовательного процесса, структуры управляющей системы, инновационных механизмов оценивания качества образованности школьников и качества работы учителя;

- обобщающий: письменный отчет, публикация обобщенных материалов, корректировка плана дальнейшей работы по результатам «педагогического скрининга».

II этап 2009 – 2010 г.г.:

- практический: реализации новой технологии повышения эффективности обучения, воспитания детей;

- мониторинг – постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату;

- обобщающий: анализ выполнения социального заказа и уточнение образовательных целей, публикации.

III этап 2010– 2011 г.г.:

- практический: апробация инновационных механизмов оценивания качества образованности школьников;

- обобщающий: обработка данных, анализ результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями задачами, оформление и описание хода и результатов эксперимента, издание методических пособий;

- внедренческий: распространение опытно-экспериментальных разработок, обмен опытом на уровне района, города, республики.

 

Ожидаемые результаты исследования.

Внешние результаты:

- повышение качества образования школьников в соответствии с учебными возможностями детей в зоне их ближайшего развития, а именно:

выше прежнего -  доведение % качества успеваемости школьников до уровня среднего районного, городского, республиканского показателя в общеобразовательных классах;

оптимальный уровень, т.е. максимально возможный для детей классов коррекции и классов компенсирующего обучения;

- адекватная самооценка учащихся;

- заинтересованность учащихся во внеучебных мероприятиях;

-  удовлетворенность   родителей   результатами   образовательного    процесса

(повышение престижа школы в глазах родительской общественности);

-  проведение семинаров по распространению опыта педагогами МОУ СОШ № 17, выпуск сборника методических разработок, публикаций по проблеме повышения качества образования, индивидуально-личностного развития учащихся;

-        установление благоприятного микроклимата в школе.

Внутренние результаты:

- повышение уровня сформированности культуры учащихся;

- развитие потребности педагогов в применении инновационных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образования;

- стремление учащихся к самосовершенствованию, к саморазвитию;

- повышение уровня профессионального мастерства педагогов

- развитие индивидуально-личностного развития учащихся

Предполагаемая научная новизна и значимость исследования:

- разработана структурная модель образовательного процесса, ориентированная на повышение качества образования в средней общеобразовательной школе;

- разработана модель выпускника средней общеобразовательной школы;

- выявлены уровни и критерии качества образования в средней общеобразовательной школе в соответствии с учебными возможностями детей в зоне их ближайшего развития;

- выявлены педагогические условия индивидуально-личностного развития школьников;

- составлены педагогические рекомендации для учителей по индивидуально-личностному развитию в средней общеобразовательной школе.

 

Состав рабочей группы эксперимента

 

Ф.И.О

должность

квалификация

функциональные

обязанности  в данном

эксперименте

Миняева Наталья Викторовна

директор

высшая

руководитель рабочей группы  эксперимента

Рамазанова

Рашида

Рашидовна

заместитель директора

по УВР (НМР, РЯ)

высшая

координатор экспериментальной деятельности, обеспечивает общий контроль за эффективностью экспериментальной работы

Кашапова

Ляля

Мухаметдиновна

доцент

доктор педагогических наук

научный руководитель, осуществляет общее   руководство экспериментальной площадкой

Калимуллин

Ринат

Хадимович

доцент

кандидат педагогических наук

научный руководитель, осуществляет общее   руководство экспериментальной площадкой

Козусь

Нина

Владимировна

заместитель директора

по УВР

высшая

создает и обеспечивает организационно-педагогические условия эксперимента

Абдуллина

Лиана

Вилюровна

заместитель директора

по УВР

высшая

создает и обеспечивает организационно-педагогические условия эксперимента

Самарбаева

Насима

Сайфулловна

 

заместитель директора

по УВР (РЯ)

высшая

создает и обеспечивает организационно-педагогические условия эксперимента

Смертина

Нина

Владимировна

заместитель директора

по УВР

высшая

создает и обеспечивает организационно-педагогические условия эксперимента

Ястребова

Наталья

Николаевна

педагог-психолог

первая

разрабатывает и обеспечивает психолого-педагогические условия эксперимента

Орлова

Татьяна

Владимировна

педагог-логопед

высшая

дефектологический скрининг, констатация и отслеживание результатов

Хамидуллина

Лилия

Салиховна

социальный педагог

высшая

обеспечивает социальные условия успешной реализации эксперимента

Галлямова

Елена

Альбертовна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Шумихина

Галина

Михайловна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Миронова

Алевтина

Геннадьевна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Хилажева

Раиса

Раисовна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Сухарева

Наталья

Ивановна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Гадельшина

Рима

Закуановна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Сиухова

Татьяна

Михайловна

председатель ШМО

высшая

реализация программы эксперимента, отслеживание результатов, обработка данных

Сучкова

Алевтина

Витальевна

учитель географии

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Гафиятуллина Фаниса

Фанисовна

учитель начальных классов

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Морозова

Валентина

Борисовна

учитель математики

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Валиуллина

Лилия

Рашитовна

учитель английского языка

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Латыпова

Земфира

Наваловна

учитель химии

I категория

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Истомина

Лариса

Леонтьевна

учитель физики

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Рузаева

Ирина

Николаевна

учитель физической культуры

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Кантимерова Гульфира

Шайдулловна

учитель башкирского языка

I категория

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

Сафиханова

Венера

Загитовна

учитель татарского языка

высшая

констатация, реализация инновационных механизмов, за счет которых ожидается повышение качества образования

 

 

Ресурсы эксперимента:

- нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение:

Национальная доктрина образования РФ

Концепция модернизации образования до 2010 г.

Федеральная программа развития образования

Закон РФ «Об образовании»

Программа развития образования в РБ

Президентская программа «Дети Республики Башкортостан»

Устав МОУ СОШ  № 17 Октябрьского района городского округа город  Уфа Республики Башкортостан

Программа развития МОУ СОШ № 17 Октябрьского района городского округа город  Уфа Республики Башкортостан

Положение о школе, работающей в условиях педагогического эксперимента

- научно-методическое

- кадровое

- материально-техническое

- мотивационно - психологическое

- финансовое: бюджетное финансирование, средства, полученные от реализации дополнительных образовательных услуг, спонсорская помощь, шефская помощь, финансирование Попечительского совета, участие в грантах.

 

Предшествующая опытно-экспериментальная работа

В рамках реализации  Программы развития МОУ СОШ № 17, целью которой  является построение модели школы, создающей   условия  для развития самостоятельности (1 – 4 классы), самоутверждения (5 – 9 классы), выбора и самоопределения (10 – 11 классы) школьника  на основе его личностных достижений, велась следующая опытно-экспериментальная работа.

Так с 2001 года   были введены частные (локальные) инновации, т.е. осваивались предметы,  ранее не изучаемые в школе («Риторика», «Культура здоровья» «Иностранный язык» во 2-3 классах, «Художественный труд»  в классах ЗПР, «Ритмика», «РТС» - развитие творческих способностей, «Информатика» в 7-9 классах).

С 2002 года в школе в рамках  городской экспериментальной площадки  были введены  модульные инновации – апробация технологии преподавания русского языка и литературы в системе развивающего обучения по авторским программам Ю.А. Поташкиной, Б.С. Дыхановой.

С 2003 года вводятся модифицированные программы по географии в 5-8 классах, по математике в 8-11, физической культуре  (в классах ЗПР – антистрессовая гимнастика).

Используются в учебном процессе новые образовательные технологии обучения:

- технология активизации  деятельности учащихся на уроках литературы в старшей школе (Д.Мурин, Стрельцова-Тамарченко);

- технология моделирования урока - метод проекта на уроках английского языка и технологии;

- технологии развивающего обучения (система Л. Занкова, Э. Давыдова в начальной и основной школе):

- технологии коррекционно-развивающего обучения в начальной и основной школе.

Однако отсутствие системы по формированию общеучебных умений учащихся и, как следствие, недостаточно высокое качество образования школьников в средней общеобразовательной школе привели нас к необходимости создания экспериментальной площадки по вышеназванной теме.

Как было отмечено, качество образования показывает соотношение цели и результата, поэтому реализация целевых установок, обозначенных в Госстандарте, будет способствовать не только повышению результата в виде знаниевых параметров, но и повышению качества образования в средней общеобразовательной школе