Размер шрифта и интервалов: А А А Цвет: А А Обычная версия
Версия для слабовидящих

Авторизация




Сейчас на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн

Решаем вместе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Организация процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

Организация процесса подготовки учащихся

к творчески преобразующей деятельности в социуме

 

В России на протяжении последних двух десятилетий происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю общеобразовательную школу. Большинство выпускников не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Почти 40 % безработных составляет молодежь, которая не может трудоустроиться после окончания специальных учебных заведений. Одна из причин данной ситуации - несоответствие предназначаемых вакансий на рынке труда специальностям, уровню подготовки молодежи к новым экономическим условиям, неориентированность ее на самозанятость. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Таким образом, перед каждым ОУ встал вопрос: каким быть выпускнику? Поиск целевой установки ОУ связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Наша школа постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Если говорить о достижениях и успехах нашей школы в том или ином направлении, будет уместным обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в школе созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу. Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в школе существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. В настоящее время в школе работает 15 кружков и секций, хотя в 1 полугодии их было 21, соответственно общий охват учащихся дополнительным образованием снизился с 444 чел ( 59%) до 379 чел ( 50 % ). Учитывая запросы учащихся и их родителей, требования современного общества, в нашей школе отсутствуют такие кружки и секции, как компьютерный дизайн, клуб ораторского мастерства или художественного слова, кружки прикладного творчества и моделирования и т.д.

По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в школе создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако, на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как правовые знания, воспитание ответственности, проблема правонарушений и преступлений остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, принимаются учебные планы с учетом профильной направленности классов, ведется разъяснительная работа с родителями и обучающимися по формированию профильных классов. В текущем учебном году велением времени внедрен социально – экономический профиль, где обучение ведущим по профилю предметам ведется на договорной основе преподавателями ВЭГУ. Однако, сегодня в школе нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы, все больше кадров самостоятельно принимают решение о необходимости владения компьютером, информационно-коммуникативные технологии все чаще и чаще применяются и в обучении и в воспитании. В нашей школе на сегодняшний день имеется 32 компьютера, из них в обучении используются 23, компьютерными технологиями владеют 49 педагогов, из них 36 прошли обучение на пользование интерактивной доской. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

 

 

Направления политики образовательного учреждения по подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе

Какие условия созданы

Недостатки, проблемы

Самоопределение

Существует система самоопределения.

- только профессиональное самоопределение;
- носит периодический характер.

Самореализация

Существует система кружковой работы, спортивных секций:

  • Физкультурно-спортивного направления;
  • Эколого-биологического направления;
  • Эстетического направления;
  • Художественно-прикладного направления.

Не все направления охвачены.

  • Нет:
  • театрального кружка
  • художественного конструирования;
  • моделирования.
  • художественного слова

Гуманизация

- созданы условия для воспитания гражданина;

- в обучении и воспитании личностно-ориентированный подход провозглашен.

- личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно;

- слабо решаются проблемы борьбы с правонарушениями и преступлениями, воспитания ответственности.

Профилизация

- разработаны локальные акты;

- разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов.

- не учитываются потребности всех и каждого.

Информатизация

- повышение уровня материально-технической базы;
- использование в учебно-воспитательном процессе;

- слабый уровень владения информационными технологиями; - рост вероятности “перегибов”: замены живого общения на работу с машиной (проблема здоровья).

Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную (базисную) ее социализацию. Здесь уместно будет обратиться к социальному паспорту нашей школы и напомнить, что в нашей школе обучается 729 учащихся из них:

малообеспеченных семей – 38, т.е. 5,2%

многодетных семей – 24, т.е. 3,2 %

неполных семей – 180; т.е 24 %

неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН – 6, т.е. 0,8 % ;

дети – сироты – 9, т.е. 1,2 %

дети – инвалиды – 13, т.е. 1, 7 %

дети, состоящие на внутришкольном учете – 8, т.е. 1%

дети, состоящие на учете в ОДН – 3, т.е. 0, 4 %

дети, требующие повышенного внимания – 54, т.е.7,4%

по социальному статусу родителей

2% - безработных

4% - владельцы частных предприятий;

21% служащие и интеллигенция;

24% с высшим образованием;

23% не имеют специального образования;

41% - со средним специальным образованием.

Теперь становится понятно, что не каждая семья способна выполнить свою ведущую функцию – первичную базисную социализацию личности ребенка – в силу различного рода причин или социальных дефицитов, то необходимо влияние на нее из вне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование. В этом случае мы начинаем социально – педагогическую работу, оказывая помощь, способствуя гуманизации общества.

 

Вряд ли можно предположить, что только знания, умения, навыки смогут обеспечить достойную подготовку учащихся к вхождению в новую жизнь в условиях рынка, т.е. подготовка должна вестись в деятельной парадигме, которая является приоритетной по отношению к ЗУН. Только в деятельности учащийся может оценить, совпадает ли его самоопределение с его сущностью. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой правовой и экономической подготовки учащихся, их конкурентноспособностью на рынке труда. В этой связи обучение основам предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений специального образования. Предпринимательство в широком смысле слова - образ мышления. Ведь предприниматель может быть в любой сфере деятельности. Под прибылью в предпринимательской деятельности (в отличие от бизнеса и коммерческой деятельности ) может подразумеваться не только финансовая прибыль, но приращивание ресурсов разного типа (организационных, управленческих, интеллектуальных и других).

Предпринимать означает затевать, решаться, исполнять какое – либо новое дело, приступать к свершению чего – либо значительного. (В.Даль)

Одним из самых продуктивных методов в предпринимательской подготовке учащихся является ОДИ. (игры по организации деятельности). Методики применения игр по организации деятельности сложны в усвоении, транслируются только в коммуникации, а значит, требуют для массового внедрения длительного времени, значительных средств и усилий. Примером такой деятельности в нашей школе является организация Дня Самоуправления. Мы сами свидетели того, с каким интересом и насколько серьезно включаются в организацию этого дня старшеклассники и как воспринимают их в новой роли младшие. Один этот день в жизни старшеклассника порой меняет его и отношение к нему коренным образом, становится стимулом для внутреннего роста, раскрытия потенциальных возможностей, развивает самосознание и навыки саморегуляции.

Образовательный процесс предпринимательской подготовки учащихся включает в себя не только теоретическую часть, но и практическую, которая состоит из отдельных игровых акций, объединенных единой организационно – смысловой программой. Примером может служить проектная деятельность учителя технологии Экономовой О.Ю. в организации деятельности учащихся по подготовке моделей одежды из бумаги, а затем их показ на подиуме. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий обучающиеся становятся исполнителями, соавторами, ведущими, костюмерами, музыкальными оформителями, а иногда и просто зрителями, т.е. в них воспитывается как чувство исполнительской так и зрительской культуры. Через проведение таких мероприятий ребенок имеет возможность испытать радость успеха в том, что он лучший модельер, исполнитель, ведущий, оформитель, т.е. происходит повышение самооценки, самореализация участника проекта. При разработке принципиально отличного от традиционного содержания образования необходима не инструкция «Что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач.

. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности. Общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки, использующей правовые знания как механизм бесконфликтной реализации своих интересов, ориентирующейся в правовой среде. Правовые знания нужны человеку, чтобы правильно строить свое поведение. Неотъемлемым элементом современной общественной жизни становится участие граждан в выборах, и без запаса правовых знаний не обойтись Тренинги, групповая деятельность, учебно – правовые проекты и деловые игры, имитирующие различные правовые ситуации такие как «Я – избиратель», «Глобализация, за и против», «Я – предприниматель» пробуждают практический интерес учащихся к праву как основе существования современного общества, способствуют формированию критического мышления.

Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно- ориентированного пространства.

Так каким же должен быть выпускник?

Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

В 2008 году школа вступила в эксперимент, в ходе которого, опираясь на государственные стандарты второго поколения, Концепцию федеральных государственных стандартов общего образования и соотнеся их с практическими результатами учителей в подготовке выпускников начальных классов, была выведена

С – 6 Модель выпускника начальной школы, включающая 2 компонента – психосоциальный и когнитивный. В критерии психосоциального компонента вошли:

· Мотивация на достижение успеха в учебной деятельности

· Положительная самооценка

· Коммуникабельность

· Сформированность нравственных убеждений

· Сознательное управление своим поведением

· Следование принципам безопасного и здорового образа жизни

Когнитивный компонент составляют:

· Сформированность мыслительных процессов

· Умение самостоятельно анализировать изучаемые явления

· Владение основами знаково – символической деятельности

· Креативность мышления

Модель выпускника средней школы соответственно в критерии психосоциального компонента включает:

· Устойчивую позитивную самооценку

· Развитые чувства гражданственности и патриотизма

· Понимание и признание прав людей разных культур

· Приоритетная ценность здорового образа жизни

· Развитое экологическое сознание

Когнитивный компонент выпускника средней школы составляет:

· Устойчивое стремление к познанию нового

· Самостоятельность принятия жизненного выбора

· Альтруистское отношение к другим людям

· Признание связи трудолюбия и жизненного благополучия

· Желание и способность создать в будущем собственную счастливую семью

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди педагогов школы. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

В анкетировании приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги школы оценили уровень микросоциума следующим образом:

70% считают уровень образования микросоциума низким ,

62% считают уровень общей культуры низким,

84% педагогов считают в микросоциуме большое количество неблагополучных семей;

61% педагогов считают в микросоциуме наличие малообеспеченных семей,

7% педагогов считают в микросоциуме наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям,

7% педагогов считают в микросоциуме наличие наличие семей, активно сотрудничающих с ОУ,

69% выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности школы 100 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.

3. При этом почти 61 % убеждены, что уже сейчас школа обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 47 % из опрошенных педагогов считают, что школа недостаточно конкурентоспособна и престижна в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует повышению конкурентоспособности школы

6. Около 95 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы 85% педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий.

8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотношение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума. Все это ставит перед нами

Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
  • Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
  • Сохранение и возрождение духовного потенциала страны, ориентированного на утверждение в повседневной жизни общечеловеческих ценностей бытия;
  • Формирование общей культуры личности на основе обязательного минимума образовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества, и любви к Родине.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни и экологической культуре.