Решаем вместе
Система работы педколлектива по организации дополнительного образования в школе
Система работы педколлектива по организации
дополнительного образования в школе
Сегодня руководство страны, республики, города ставит проблему формирования современной модели образования. В концепции модернизации дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства.
В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» идея непрерывного образования является приоритетной. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием, способностью ориентироваться в традициях мировой и отечественной культуры, современной системе ценностей, активной социальной адаптацией в обществе способностью к самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Всему этому, безусловно, способствует дополнительное образование.
Кроме того, хорошо известно, что на фоне кризисных явлений в стране в детской, подростковой и молодежной среде происходит рост всевозможных форм асоциального поведения. Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передачи криминального опыта подрастающему поколению. Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально-полезным делом. В этом плане дополнительное образование представляет собой реальную социальную силу. Поэтому дополнительное образование и поставлено в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.
Изюминка дополнительного образования состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагается детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Какова же структура дополнительного образования и где могут сегодняшние школьники получить дополнительное образование? Дополнительное образование сегодняшний школьник может получить как во внешкольных учреждениях, так и в школьных кружках и секциях. Внешкольные учреждения дополнительного образования – это ЦДТ, СЮН, СЮТ, ДЮСШ, подростковые клубы, и т.д. В нашем микрорайоне Сипайлово - это ЦДТ «Салям», «Маска», «Созвездие», СЮН, подростковый клуб «Гелиус», ФОК «Приозерный», спортивные и музыкальные школы. Среди учащихся нашей школы подобные учреждения посещают 41% школьников. Школьное дополнительное образование – это кружки, клубы, секции, студии, созданные на базе школы. 56 % учащихся посещают кружки и секции на базе нашей школы.
С 2008 – 2009 учебного года школа перешла на односменный режим работы и одновременно стала экспериментальной площадкой Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы по теме «Развитие общеучебных умений школьников как фактор повышения качества образования в средней общеобразовательной школе». Все это дало повод для перевода работы школы в «режим полного дня». Администрацией школы пересмотрено штатное расписание и изысканы возможности выделения 4 ставок педагогов дополнительного образования. Кроме того, школа на договорных отношениях тесно сотрудничала с несколькими учреждениями дополнительного образования микрорайона, которые организовали работу ряда кружков на базе школы.
В 2009 – 2010 учебном году в школе апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности, реализуя программы «Одаренные дети», «Школа – ВУЗ», «Педподдержка». Для реализации программ «Одаренные дети» и «Педподдержка» расширена сеть предметных кружков, что дает возможности более углубленного изучения предметов. Заключены договора с четырьмя спортивными школами и открыты три спортивных секции. Заключен договор с УГНТУ, и на базе школы работают подготовительные курсы для выпускников. Теперь обратимся к структуре дополнительного образования нашей школы. Видим, что на базе школы работают кружки как школьные, так и кружки и секции от внешкольных учреждений. В целом, в школе работают кружков и секций следующей направленности:
- предметные, целью которых является углубленное изучение предметов;
- спортивные, нацеленные на приобщение к физкультуре и спорту, формированию ЗОЖ;
- кружки правовой направленности, которые не только повышают правовую грамотность школьников, но и способствуют социальной адаптации подрастающего поколения;
- музыкально-театральные и декоративно-прикладные, направленные на развитие творческих способностей школьников.
Силами учащихся этих кружков в школе организуются праздники, концерты, показы, выступления агитбригад, театрализованные выступления. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий обучающиеся становятся исполнителями, соавторами, ведущими, костюмерами, музыкальными оформителями, а иногда и просто зрителями, т.е. в них воспитывается как чувство исполнительской так и зрительской культуры. Через проведение таких мероприятий ребенок имеет возможность испытать радость успеха в том, что он лучший исполнитель, ведущий, оформитель и т.д., как и лучший математик или языковед. Другое преимущество занятий в системе дополнительного образования в том, что дети могут заниматься в разновозрастных коллективах, где происходит общение младших со старшими, формируется чувство ответственности друг за друга.
Многие кружковцы имеют призовые места в различных конкурсах и соревнованиях. Так кружок ЮИД стал неоднократным победителем районных и городских конкурсов по ПДД. Второй год подряд учащиеся арт – студии «Карнавал» становятся дипломантами международного конкурса «Космос и Я». Учащиеся спортивных секций в составе сборной команды вывели школу на второе место в Спартакиаде школ района. Таким образом, результаты участия в конкурсах и соревнованиях дают возможность ученику отразить свои достижения в портфолио. С учетом СанПиН составлено единое расписание работы кружков, занятия в которых начинаются через один час после окончания уроков, т.е. с 14.40 минут, что дает возможность детям иметь перерыв на отдых. Численный состав кружков и объединений не превышает 15 человек, это дает возможности для индивидуальной работы, что имеет преимущество по отношению к основному образованию. Таким образом, подводя итог преимуществ дополнительного образования в школе, можно сделать вывод, что занятия в кружке или секции:
- решает проблему правильной организации свободного времени;
- дает возможность общения как со взрослыми, так и с детьми разных возрастов;
- дают возможность личностно - ориентированного развития;
- дают возможность отследить результаты и достижения своей деятельности;
- все кружки и секции, действующие в школе бесплатные.
< Предыдущая | Следующая > |
---|