Система работы педколлектива по изучению Правил дорожного движения
и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Правила дорожного движения – документ, регламентирующий единый порядок дорожного движения. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. С увеличением автотранспортного парка и интенсивности дорожного движения повышаются и требования ко всем участникам дорожного движения - водителям, пешеходам, пассажирам. Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения. Поэтому именно мы, взрослые: родители и педагоги должны отрабатывать с ними стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Наши дети – всего лишь пятнадцатое поколение, живущее среди опасностей дорожного движения. Причем с каждым поколением опасностей становится все больше. Действительно, передвижение в условиях современного дорожного движения стало проблемой, которая требует проведения специальных мероприятий со стороны организаторов движения и приобретения необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения.
Дорожное движение едино для всех – для детей и для взрослых. Кроющиеся опасности угрожают одинаково как взрослым, так и детям. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Адаптировать и дифференцировать ПДД для детей разного возраста – задача не из простых. Ответ на вопрос «Что надо знать первокласснику, а что одиннадцатикласснику?» однозначен – и тому и другому необходимо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится прежде всего конкретный школьник, который должен приобрести навыки безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, а для старшеклассников и водителя, т.е. знать и четко соблюдать ПДД.
Перед школой встают ряд задач по достижению этой высокой цели:
· совершенствовать методы и формы работы по предотвращению ДДТТ, используя новые воспитательные педагогические технологии;
· оказывать педагогическую поддержку работе отряда ЮИД;
· совершенствовать и дополнять уголок и кабинет Безопасности Дорожного движения;
· вовлекать родителей в процесс обучения подростков основам безопасного поведения на дорогах;
· повысить качество знаний и навыков детей по ПДД;
· совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД;
· повышать результативность участия в городских и районных конкурсах по ПДД;
· повышать материально-техническое обеспечение профилактики детского дорожно- транспортного травматизма.
Решение поставленных задач осуществляется через определенные виды деятельности , которые являются главными структурными звеньями системы.
В нашей школе выстроена своя система профилактической работы. Всю работу курирует заместитель директора по воспитательной работе. Кто и что является «проводником» этой работы? Это деятельность общественного инструктора по безопасности дорожного движения и отряда ЮИД, деятельность классных руководителей по изучению ПДД и профилактике ДТП, деятельность автошколы, взаимодействие с ГИБДД, знакомство с ПДД в учебном процессе, материально- техническое обеспечение и инструктивно-методические и обучающие семинары.
Остановимся подробнее на работе каждого из структурных звеньев нашей системы. Приказом по школе назначается общественный инструктор по безопасности дорожного движения. Общественный инструктор организует участие нашей школы во всех районных мероприятиях и конкурсах по пропаганде Правил дорожного движения, устанавливает связи с инспектором ГИБДД, организует работу отряда Юных инспекторов движения из числа учащихся 5-8 классов. Отряд ЮИД под руководством инструктора готовит выступление агитбригады, выпускает стенные газеты, оформляет уголок по безопасности дорожного движения, выявляет опасные места для движения детей в микрорайоне школы, поскольку микрорайон нашей школы является местом постоянной застройки.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большую роль играет классный руководитель. Именно классный руководитель на родительских собраниях проводит беседы с родителями о роли семьи в профилактике ДДТТ, знакомит родителей с информацией начальника ГИБДД с анализом ДТП с участием детей. Классные руководители проводит с детьми ежемесячные занятия по изучению ПДД, проводит инструктажи, кратковременные беседы, напоминая о том, как следует вести себя на дорогах. Эти беседы проводятся с учетом сезонных изменений и метеорологических условий, дорожной обстановки. Классный руководитель может привлекать к своей работе по изучению ПДД различных специалистов (медсестру, инспектора ГИБДД и т.д.)
Взаимодействие с ГИБДД в нашей школе осуществляется через сотрудничество с инспектором по пропаганде правил дорожного движения Загитовым Рустемом Ринатовичем. Перед началом каждых каникул проводим совместные линейки «У дорог каникул не бывает». Каждый учебный год начинаем с совместной акции «Переходи на зеленый!». Инспектор ГИБДД доводит до учащихся информацию о количестве ДТП с участием детей по району, городу, республике.
В 1998 года в школе открыт кабинет автодела, в 2000 г. на территории школы открыт автогородок. С 2003- 2004 учебного года в нашей школе была введена платная образовательная услуга - курсы «Автодело». За этот период свидетельство об окончании автошколы и удостоверение водителя категории «В» получили 77 учащихся.
Для проведения занятий оборудован кабинет автодела в соответствии с требованиями ГИБДД УВД РБ. Кабинет автодела оборудован для изучения устройства и технического обслуживания автомобиля, Правил дорожного движения, основ управления транспортными средствами и безопасности движения, оказания первой медицинской помощи. Все наглядные пособия и технические средства, находящиеся в кабинете систематизированы и рационально размещены. Для отработки навыков вождения автомобиля на территории школы имеется площадка для учебной езды. На учебной площадке отрабатываются приемы управления автомобилем, обучение маневрированию в ограниченных проездах, сложное маневрирование.
В рекреации младшего блока размещается уголок по безопасности дорожного движения. Уголок состоит из учебно-тренировочного перекрестка, автоматического переносного светофора, стенда по правилам дорожного движения и информации по профилактике ДДТТ, информации ГИБДД о случаях ДТП с участием детей, схемы безопасного движения в микрорайоне школы. На территории уголка по безопасности дорожного движения проходят уроки по изучению ПДД, внеклассные мероприятия, занятия отряда ЮИД. Для проведения различных занятий в школе имеется комплект дорожных знаков.
Вся сложившаяся система работы имеет свою законодательную основу и базируется на определенных нормативных актах.
1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
2.Приказ по образовательному учреждению «Об организации работы по профилактике ДДТТ»;
3.Приказы по образовательному учреждению «Об участии школы в районных и городских конкурсах, акциях, мероприятиях»;
4.Положения разных уровней о конкурсах и соревнованиях по безопасности дорожного движения;
5.Программа для классных руководителей по изучению Правил дорожного движения на классных часах;
6.Совместной план работы школы и ГИБДД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и изучению ПДД;
7.План работы по профилактике ДТП;
8.План работы с родителями по пропаганде ПДД и профилактике ДТП;
9.План работы отряда ЮИД.
Результатом работы школы по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются результаты участия школы в конкурсах разных уровней.
Наименование конкурсов
|
2003-2004
|
2004-2005
|
2005-2006
|
2006-2007
|
2007-2008
|
2008-2009
|
1.Конкурс рисунков «Правила дорог глазами детей»
|
+
|
1
|
А
|
А
|
2
|
|
2.Конкурс кроссвордов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
А
|
|
3.Конкурс агитбригад «Светофор»
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4.Конкурс «Безопасное колесо»
|
А
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
А - активное участие
1,2,3 - места
+ - участие
Но самый главный результат работы школы по профилактике ДДТТ – это сохранение здоровья и жизни наших детей и количество ДТП с участием учащихся школы.
Динамика ДТП с участием учащихся МОУ СОШ № 17
2003-2004
|
2004-2005
|
2005-2006
|
2006-2007
|
2007-2008
|
2008-2009
|
-
|
-
|
1
|
-
|
2
|
-
|
Памятка организатору работы
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Законодательная основа работы школы по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
2.Приказ по образовательному учреждению «Об организации работы по профилактике ДДТТ».
3.Приказы по образовательному учреждению «Об участии школы в районных и городских конкурсах, акциях, мероприятиях по пропаганде ПДД».
4.Положения разных уровней о конкурсах и соревнованиях по безопасности дорожного движения.
5.Программа для классных руководителей по изучению Правил дорожного движения на классных часах.
6.Совместный план работы школы и ГИБДД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и изучению ПДД.
7.План работы по профилактике ДТП.
8.План работы с родителями по пропаганде ПДД и профилактике ДТП.
9.План работы отряда ЮИД.
Памятка классному руководителю в преподавании ПДД
Ошибки в преподавании ПДД
Нельзя употреблять термины
|
Правильное употребление терминов
|
Улица
|
Дорога
|
Машина, троллейбус, автобус
|
Транспортное средство
|
Мостовая
|
Проезжая часть
|
Ряд
|
Полоса движения
|
Пешеходная дорожка
|
Пешеходный переход
|
Свет, цвет светофора
|
Сигнал светофора
|
Островок безопасности
|
|
Красный –«стой», желтый – «приготовься», зеленый – «иди»
|
Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый сигнал светофора разрешает движение
|
«Обходи трамвай спереди, а автобус сзади»
|
Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора и по пешеходному переходу
|
Памятка для родителей
Находясь на улице с ребенком:
- на проезжей части не спешите, и не бегите: переходите дорогу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность;
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни;
- никогда не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек дороги;
- переходите дорогу только на пешеходных переходах или перекрестках- по линии тротуара;
Если вы приучите ребенка переходить улицу, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
Учите ребенка смотреть.
Учите ребенка замечать машины.
Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность.
Памятка для учащихся
Ребята, соблюдайте правила дорожного движения
1.Ходите только по тротуару!
2.Переходите дорогу в местах, обозначенных разметкой или знаками «пешеходный переход», а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
3.Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
4.Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части дороги.
5.При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу. Вы должны незамедлительно уступить проезжую часть этим транспортным средствам.
6.Ездить на велосипедах по дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.
7.Стоящий на остановке автобус, троллейбус обходите только в разрешенных местах, соблюдая при этом осторожность. Обходить это транспортное средство спереди или сзади опасно!