Размер шрифта и интервалов: А А А Цвет: А А Обычная версия
Get Adobe Flash player
Версия для слабовидящих

Авторизация



75 лет Победе!

75-летие Победы

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Организация процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

Организация процесса подготовки учащихся

к творчески преобразующей деятельности в социуме

 

В России на протяжении последних двух десятилетий происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю общеобразовательную школу. Большинство выпускников не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Почти 40 % безработных составляет молодежь, которая не может трудоустроиться после окончания специальных учебных заведений. Одна из причин данной ситуации - несоответствие предназначаемых вакансий на рынке труда специальностям, уровню подготовки молодежи к новым экономическим условиям, неориентированность ее на самозанятость. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Таким образом, перед каждым ОУ встал вопрос: каким быть выпускнику? Поиск целевой установки ОУ связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Наша школа постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Если говорить о достижениях и успехах нашей школы в том или ином направлении, будет уместным обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в школе созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу. Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в школе существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. В настоящее время в школе работает 15 кружков и секций, хотя в 1 полугодии их было 21, соответственно общий охват учащихся дополнительным образованием снизился с 444 чел ( 59%) до 379 чел ( 50 % ). Учитывая запросы учащихся и их родителей, требования современного общества, в нашей школе отсутствуют такие кружки и секции, как компьютерный дизайн, клуб ораторского мастерства или художественного слова, кружки прикладного творчества и моделирования и т.д.

По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в школе создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако, на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как правовые знания, воспитание ответственности, проблема правонарушений и преступлений остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, принимаются учебные планы с учетом профильной направленности классов, ведется разъяснительная работа с родителями и обучающимися по формированию профильных классов. В текущем учебном году велением времени внедрен социально – экономический профиль, где обучение ведущим по профилю предметам ведется на договорной основе преподавателями ВЭГУ. Однако, сегодня в школе нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы, все больше кадров самостоятельно принимают решение о необходимости владения компьютером, информационно-коммуникативные технологии все чаще и чаще применяются и в обучении и в воспитании. В нашей школе на сегодняшний день имеется 32 компьютера, из них в обучении используются 23, компьютерными технологиями владеют 49 педагогов, из них 36 прошли обучение на пользование интерактивной доской. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

 

 

Направления политики образовательного учреждения по подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе

Какие условия созданы

Недостатки, проблемы

Самоопределение

Существует система самоопределения.

- только профессиональное самоопределение;
- носит периодический характер.

Самореализация

Существует система кружковой работы, спортивных секций:

  • Физкультурно-спортивного направления;
  • Эколого-биологического направления;
  • Эстетического направления;
  • Художественно-прикладного направления.

Не все направления охвачены.

  • Нет:
  • театрального кружка
  • художественного конструирования;
  • моделирования.
  • художественного слова

Гуманизация

- созданы условия для воспитания гражданина;

- в обучении и воспитании личностно-ориентированный подход провозглашен.

- личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно;

- слабо решаются проблемы борьбы с правонарушениями и преступлениями, воспитания ответственности.

Профилизация

- разработаны локальные акты;

- разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов.

- не учитываются потребности всех и каждого.

Информатизация

- повышение уровня материально-технической базы;
- использование в учебно-воспитательном процессе;

- слабый уровень владения информационными технологиями; - рост вероятности “перегибов”: замены живого общения на работу с машиной (проблема здоровья).

Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную (базисную) ее социализацию. Здесь уместно будет обратиться к социальному паспорту нашей школы и напомнить, что в нашей школе обучается 729 учащихся из них:

малообеспеченных семей – 38, т.е. 5,2%

многодетных семей – 24, т.е. 3,2 %

неполных семей – 180; т.е 24 %

неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН – 6, т.е. 0,8 % ;

дети – сироты – 9, т.е. 1,2 %

дети – инвалиды – 13, т.е. 1, 7 %

дети, состоящие на внутришкольном учете – 8, т.е. 1%

дети, состоящие на учете в ОДН – 3, т.е. 0, 4 %

дети, требующие повышенного внимания – 54, т.е.7,4%

по социальному статусу родителей

2% - безработных

4% - владельцы частных предприятий;

21% служащие и интеллигенция;

24% с высшим образованием;

23% не имеют специального образования;

41% - со средним специальным образованием.

Теперь становится понятно, что не каждая семья способна выполнить свою ведущую функцию – первичную базисную социализацию личности ребенка – в силу различного рода причин или социальных дефицитов, то необходимо влияние на нее из вне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование. В этом случае мы начинаем социально – педагогическую работу, оказывая помощь, способствуя гуманизации общества.

 

Вряд ли можно предположить, что только знания, умения, навыки смогут обеспечить достойную подготовку учащихся к вхождению в новую жизнь в условиях рынка, т.е. подготовка должна вестись в деятельной парадигме, которая является приоритетной по отношению к ЗУН. Только в деятельности учащийся может оценить, совпадает ли его самоопределение с его сущностью. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой правовой и экономической подготовки учащихся, их конкурентноспособностью на рынке труда. В этой связи обучение основам предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений специального образования. Предпринимательство в широком смысле слова - образ мышления. Ведь предприниматель может быть в любой сфере деятельности. Под прибылью в предпринимательской деятельности (в отличие от бизнеса и коммерческой деятельности ) может подразумеваться не только финансовая прибыль, но приращивание ресурсов разного типа (организационных, управленческих, интеллектуальных и других).

Предпринимать означает затевать, решаться, исполнять какое – либо новое дело, приступать к свершению чего – либо значительного. (В.Даль)

Одним из самых продуктивных методов в предпринимательской подготовке учащихся является ОДИ. (игры по организации деятельности). Методики применения игр по организации деятельности сложны в усвоении, транслируются только в коммуникации, а значит, требуют для массового внедрения длительного времени, значительных средств и усилий. Примером такой деятельности в нашей школе является организация Дня Самоуправления. Мы сами свидетели того, с каким интересом и насколько серьезно включаются в организацию этого дня старшеклассники и как воспринимают их в новой роли младшие. Один этот день в жизни старшеклассника порой меняет его и отношение к нему коренным образом, становится стимулом для внутреннего роста, раскрытия потенциальных возможностей, развивает самосознание и навыки саморегуляции.

Образовательный процесс предпринимательской подготовки учащихся включает в себя не только теоретическую часть, но и практическую, которая состоит из отдельных игровых акций, объединенных единой организационно – смысловой программой. Примером может служить проектная деятельность учителя технологии Экономовой О.Ю. в организации деятельности учащихся по подготовке моделей одежды из бумаги, а затем их показ на подиуме. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий обучающиеся становятся исполнителями, соавторами, ведущими, костюмерами, музыкальными оформителями, а иногда и просто зрителями, т.е. в них воспитывается как чувство исполнительской так и зрительской культуры. Через проведение таких мероприятий ребенок имеет возможность испытать радость успеха в том, что он лучший модельер, исполнитель, ведущий, оформитель, т.е. происходит повышение самооценки, самореализация участника проекта. При разработке принципиально отличного от традиционного содержания образования необходима не инструкция «Что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач.

. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности. Общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки, использующей правовые знания как механизм бесконфликтной реализации своих интересов, ориентирующейся в правовой среде. Правовые знания нужны человеку, чтобы правильно строить свое поведение. Неотъемлемым элементом современной общественной жизни становится участие граждан в выборах, и без запаса правовых знаний не обойтись Тренинги, групповая деятельность, учебно – правовые проекты и деловые игры, имитирующие различные правовые ситуации такие как «Я – избиратель», «Глобализация, за и против», «Я – предприниматель» пробуждают практический интерес учащихся к праву как основе существования современного общества, способствуют формированию критического мышления.

Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно- ориентированного пространства.

Так каким же должен быть выпускник?

Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

В 2008 году школа вступила в эксперимент, в ходе которого, опираясь на государственные стандарты второго поколения, Концепцию федеральных государственных стандартов общего образования и соотнеся их с практическими результатами учителей в подготовке выпускников начальных классов, была выведена

С – 6 Модель выпускника начальной школы, включающая 2 компонента – психосоциальный и когнитивный. В критерии психосоциального компонента вошли:

· Мотивация на достижение успеха в учебной деятельности

· Положительная самооценка

· Коммуникабельность

· Сформированность нравственных убеждений

· Сознательное управление своим поведением

· Следование принципам безопасного и здорового образа жизни

Когнитивный компонент составляют:

· Сформированность мыслительных процессов

· Умение самостоятельно анализировать изучаемые явления

· Владение основами знаково – символической деятельности

· Креативность мышления

Модель выпускника средней школы соответственно в критерии психосоциального компонента включает:

· Устойчивую позитивную самооценку

· Развитые чувства гражданственности и патриотизма

· Понимание и признание прав людей разных культур

· Приоритетная ценность здорового образа жизни

· Развитое экологическое сознание

Когнитивный компонент выпускника средней школы составляет:

· Устойчивое стремление к познанию нового

· Самостоятельность принятия жизненного выбора

· Альтруистское отношение к другим людям

· Признание связи трудолюбия и жизненного благополучия

· Желание и способность создать в будущем собственную счастливую семью

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди педагогов школы. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

В анкетировании приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги школы оценили уровень микросоциума следующим образом:

70% считают уровень образования микросоциума низким ,

62% считают уровень общей культуры низким,

84% педагогов считают в микросоциуме большое количество неблагополучных семей;

61% педагогов считают в микросоциуме наличие малообеспеченных семей,

7% педагогов считают в микросоциуме наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям,

7% педагогов считают в микросоциуме наличие наличие семей, активно сотрудничающих с ОУ,

69% выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности школы 100 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.

3. При этом почти 61 % убеждены, что уже сейчас школа обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 47 % из опрошенных педагогов считают, что школа недостаточно конкурентоспособна и престижна в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует повышению конкурентоспособности школы

6. Около 95 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы 85% педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий.

8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотношение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума. Все это ставит перед нами

Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
  • Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
  • Сохранение и возрождение духовного потенциала страны, ориентированного на утверждение в повседневной жизни общечеловеческих ценностей бытия;
  • Формирование общей культуры личности на основе обязательного минимума образовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества, и любви к Родине.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни и экологической культуре.